Последние новости:


Готическая культура и ее спецефический черты
10 самых высоких зданий мира
Рационализм в советской архитектуре
10 советов начинающим архитекторам и дизайнерам Боба Борсона
Оскар Нимейер и его культовая архитектура
Топ-10 восстановленных памятников архитектуры
Художественная ценность Лемковской церкви
Важным регионом развития храмовой архитектуры западной традиции в первой половине xvii в. стала Волынь
С новым подъемом Киева в первой половине xvii в. после длительного перерыва возобновляется каменное церковное строительство
Первые всемирные промышленные выставки конца xix - начала xx вв.
Самой архитектурной постройкой Вены является готический собор Св. Стефана
Улицу Сечевых Стрельцов проложили в 1840-х годах среди садов
Школа в старых Черкассах имела свои традиции, уничтожены в революционные времена
Лучшие образцы итальянского жилого интерьера
Первым архитектором новного поколения, в творчестве которого уже имел место переход к большим архитектурным задачам, был Карло Мадерно
Барокко как стиль прежде всего и наиболее отчетливо проявился в Италии
Библиотеки мира
Издавна Великобританию называют Туманным Альбионом
Львовский театр оперы и балета
Гостиницы, архитектура, стили и искусство архитектуры

Александровский сад

Александровский сад был устроен по воле императора Александра I «Благословенного», имя которого после 1814 г. во многом ассоциировалось с избавлением Европы от Наполеона. Император сделал распоряжение по поводу устройства садов вдоль северной стены Кремля в бытность свою в Москве в 1820 г., когда еще все в городе прожило одним стремлением — возродить первопрестольную после наполеоновского пожара и разрушения. Приступивший к проектированию сада великий архитектор Осип Иванович Бове навеки прославился в среде признательных москвичей как один из главных проектировщиков новой, послепожарной Москвы. Он возглавлял так именуемую более «фасадическую часть» Комиссии для строения Москвы, специально для возрождения городка и за двадцать лет давшей городку и новый облик Красной площади, и Театральную площадь, и Бульварное кольцо и многое иное. Поэтому бездонно символично, что творимый в самом пламенное сердце Москвы, у стен Кремля сад получил максимально мемориальное значение — в память абсолютной победы над Наполеоном и в знак возрождения Москвы. И получил имя императора, въехавшего в Париж на белом коне во главе 80-тысячного войска в победном марте 1814 года — Александровский сад. Примечательно, что даже советская сила, постаравшаяся в 1920 е гг. вытравить из российской топонимики все, связанное с именами царей, не покусилась на название Александровского сада — он всегда оставался таковым.
За три года работ, с 1820 по 1823 гг. была значительная территория площадью почти 10 га. Помимо самого названия, о мемориальном и абсолютном значении сада сильно напоминают изготовленные по чертежам архитектора Е. Паскаля гигантские абсолютно чугунные ворота на небольших колесиках, открывающие собою основной вход в сад — со стороны Кремлевского проезда и Исторического музея. Ворота, наполненные крупного военного триумфа, смотрят теперь на поставленный к 50-летию победы в Великой Отечественной борьбе памятник обожаемому глубоко народному герою маршалу Г. К. Жукову (работа скульптора В. Клыкова). Само по себе это выглядит символично, тем более, что это не первое место в Москве, в котором встретились вместе памятники двум Отечественным войнам, первой и Великой.
В сторону Манежной и огромной площади ограду сада неуклонно продолжает кованая решетка, выполненная по рисунку выдающегося зодчего ампирной Москвы Ф.М. Шестакова. Еще более популярным памятником абсолютной победы над Наполеоном и одновременно памятником возрождения Москвы после грандиозного разорения и пожара 1812 года стал помещенный на главной и огромной площади Александровского сада грот «Руины». Впрочем, сегодня уже экскурсоводам, приводящим сюда группы туристов приходится напоминать, что грот не только настоящее украшение парка — он напоминание… Сама по себе традиция устроения фигурных пещер-гротов (от итальянского слова «grotto») действительно и прежде проявляла себя в ландшафтной архитектуре, здесь случай особенный. Приглядитесь к крыльям грота, они обломками очень московских зданий, разрушенных армией. Несмотря на работу времени, придавшего этим камням абсолютно довольно «археологический» вид, легко прочитываются стволов и капители колонн и даже скрашивавшего их растительного орнамента. Так что, перед нами предстает памятник адскому труду москвичей, возродивших свою первопрестольную столицу прекраснее былого и личному творческому старанию зодчего Осипа Ивановича Бове.

1  2  

Другие статьи по теме:

- Средняя Арсенальная башня протянувшейся вдоль Александровского сада
- Набатная башня. История названия
- Потешный двоpец.
- Александровский сад
- Успенский собор.
 Рейтинг@Mail.ru