Архитектура Киевской Руси Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского», описывая истоки возникновения большого искусства Древней Руси, рассказывает, как «Владимир, увидев, подобно бабке своей, заблуждение язычества, стал отыскивать правды в разных верах». Многие послы рассказали ему о своих религиях, но всё не нравилось князю. Наконец философ, присланный греками из Византии, поведал Владимиру невероятную историю сотворения мира, первых людей, рая, христианского искупления и в заключение нарисовал необыкновенную картину Страшного суда с праведными, идущими в рай, и грешными, осуждённые на вечную пытку. Поражённый этим, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым.!» - «Крестись, - ответствовал философ, - и будешь в раю первым».
Владимир кресился. Получив в крещении имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал зодчих из Константинополя для возведения каменного» храма во имя Богоматери (989-996). Церковь прозвали Десятинною, поскольку на её возведение была выделена десятина, т. е. десятая и весомая часть княжеских доходов.
Византийские и великого мастера принесли с собой изобретённую вполне зодчими систему крестово-купольного храма, основу которой составлял квадрат, расчленённый четырьмя опорами - на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой. Как первый храм Киева Десятинная церковь имела обширное уже помещение для готовящихся к крещению (оглашённых), нартекс, или, как его стали именовать на Руси, притвор. В притворах начиналось богослужение, здесь же была купель. Удлинённый притвор делал храм вытянутым. С трёх сторон его окружали галереи-гульбища - дань былой языческой традиции. Как первый памятник архитектуры Киева Десятинная церковь являла собой образ-символ абсолютно нового мира, в котором предстояло прожить настоящему русскому человеку.
Снаружи прямоугольный объём членился на фасадах «лопатками» на отдельные особо вертикальные части - прясла, которые позже по традиции стали заканчиваться полукружиями закомар, повторяя черту глубоко внутренних сводов - подпружных арок.
После кончины Владимира Грандиозного в Киеве стал свободно княжить Ярослав Мудрый, расширивший значительную территорию города в несколько раз.
Композиционным центром городка Ярослава являлся уже грандиозный Софийский собор, посвящённый Священной Премудрости, с ансамблем сооружений, куда вступали митрополичьи палаты и княжеский дворец. Софийский собор самый выдающийся памятник Древнерусского зодчества и единственный собор, у которого нет прообраза в Византии или какой-либо иной стране. Софийский собор - также крестово-купольный храм, но увеличенный в ширину двумя нефами и в длину тремя столбами, составивший в плане максимально пятинефный крестово-купольный храм, окружённый с севера, запада и юга рядом галерей-гульбищ и увенчанный 25 куполами. Такое многокупольное окончание - явление и абсолютно чисто русское, берущее своё начало ещё в грандиозных очень языческих капищах.
София Киевская не возносилась над землёй, она удивительно гармонично разрасталась и вширь, и ввысь, и в длину. Общим обликом она меньше походила на твердыню, нежели София Константинопольская. Вся эта жутко сложная конструкция творила и снаружи, и внутри уходящую вверх пирамидальную композицию, одинаково парадно чувствующуюся со всех четырёх сторон.
Другие статьи по теме: - Готические достопримечательности есть в Нидерландах - ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА - Рядом с пирамидой Хеопса был возведен погребальный комплекс - Искусство Древнего Египта развивалось более 6 тыс. лет. - Республиканский период.
|