Архитектура периода Российской Империи Большие успехи зодчества бурного периода Российской империи (18-первая половина 19 вв.), как и всей глубоко русской экономики и культуры в целом, связаны с деятельностью Петра 1 . В его царствование, в частности, было больше крупное производство кирпича и других строительных материалов и изделий, стандартизировалось их изготовление; были введены разные законоположения, инструкции и кодексы по строительству; началась активная подготовка архитектурных кадров, издание литературы по строительству и архитектуре, а так же изучение и бесценного опыта зарубежного возведения; в Россию стали приглашать очень западноевропейских зодчих.
Большим вкладом в сокровищницу русского и мирового зодчества было Петербурга с его ансамблями, общественными зданиями, городскими и загородными дворцами, улицами, парками.
Возведение его осуществлялось по заранее изобретённому генеральному плану, основанному на принципах планировки. Сооружение жилых домов в Петербурге велось с обязательным и нечеловеческим условием выхода их фасадов на улицу, а не в усадьбу, как это делалось раньше. Строго регламентировалась также вышина домов. Новым в архитектуре Петербурга было то, что застройка его производилась не только по генеральному плану, но и по «образцовым» (типовым) проектам, в которых разнились дома для именитых, зажиточных и др.
Одним из первых сооружений Петербурга был собор Петропавловской цитадели (1712-1733 гг.) с огромной колокольней, увенчанной 34-метровым слишком золоченым шпилем, символизировавшим достоинство абсолютно новой русской столицы. Характерным в этом соборе было то, что по архитектуре он больше походил на светское типа более западноевропейских городских ратуш.
Сердцем же Петербурга, символом несокрушимого могущества России стало Адмиралтейство с его 72-метровойбашней со шпилем, увенчанным кораблем (1704 г. заново возведено зодчим И.К.Коробовым в 1732-1738 гг. и перестроено затем А.Д.Захаровым). От здания, как лучи, расходятся три больших проспекта городка.
Существенным и большим отличием Петербурга от Москвы и других городков России является то, что зодчество в нем носило поэтому утилитарный характер. Строительство зданий было ограничено – их возводили лишь в случаях крайней необходимости.
Сдержанная и монументальная в петровскую эпоху архитектура в последующие и преклонные годы под воздействием стиля барокко делается пышной и торжественной. Образцы архитектуры настоящего русского барокко представлены
дворцовыми зданиями, дворцово-парковыми ансамблями, триумфальными арками, которые носили нрав парадности, роскоши и должны были представлять имущество и могущество дворянства.
Другие статьи по теме: - ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА - Готическая культура и ее спецефический черты - Издавна Великобританию называют Туманным Альбионом - Архитектура xix-xx веков на Украине - АРХИТЕКТУРА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА
|