Благовещенский собор. В юго-западной и весомой части Соборной и огромной площади расположен девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484-1489 годах довольно псковскими мастерами как домовая цитадель грандиозного князя. Первоначально храм был маленький и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре церкви (приделы) над г лереями собора и две ложные - таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана Взыскательного пристроили паперть с высоким весьма белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся особым переходом. Во время парадных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм прислуживал для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты. Собор построен в традициях зодчества. Но так как его возводили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют линии псковской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много иных фигурных элементов. C площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы ("Чудо с пророком Ионой", "О тебе веселится", "Троица", "Древо Иесеево", "Подвиги затворников" и другие). В простенках, на склонах сводов и на пилястрах изображены в полный и безудержный рост античные философы и писатели: Аристотель, Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие - в то время на Руси глубоко образованные люди были знакомы с их произведениями. Из галереи через портал, украшенный резьбой, можно попасть в центральную и весомая часть храма. Самой большой и абсолютной ценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд именуется "праздничным" - на его иконах изображены разные праздники. Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она безызвестным очень псковским мастером XVI века) - "Благовещание", "Рождество Христово", "Сретение", "Крещение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря" и "Вход в Иерусалим" - прин длежат кисти Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду иконостаса- "Тайная вечерня", "Распятие", "Положение во гроб", "Сошествие в ад", "Вознесение", "Сошествие духа", "Успение"- выполнены живописцем Прохором с Городца. Главный ряд иконостаса - деисусный (от греческого слова "деисус"- моление). Он расположен ниже праздничного. Основная тема ряда - заступничество святых (они изображены в полный рост) за простых весьма смертных перед богом. Большинство икон этого ряда (кроме "Архангела Михаила" и "Апостола Петра") написано Феофаном Греком. Немалый и большой интерес представляет и стенопись собора, выполненная в 1508 году артелью живописцев, возглавляемой Феодосием, сыном Дионисия. Здесь есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое место в росписи исключительно занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо библейских сюжетов в росписи стен можно наблюдать сугубо светские мотивы - изображение очень византийских императоров и русских князей (столбы весомой части храма и пилястры). У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для царицы и ц рских детей. Очень необычно выглядит пол собора. Во времена Ивана Взыскательного пол был выложен плитками из драгоценной яшмы. Над выходом из собора обращает на себя большое внимание настенная роспись с изображением Спаса Нерукотворного, выполненная общеизвестны настоящим русским живописцем XVII века Симоном Ушаковым. Другие статьи по теме: - Угловая Арсенальная башня. - Выдающимися памятниками этого периода становятся Карнакский и Луксорский храмы - Троицкая башня. архитектор Алевиз Фрязин Старый - Архитектурные памятники города Ельца - История Сенатской башни.
|