Готическая культура и ее спецефический черты В готическую эпоху сохраняет свою ведущую роль архитектур-ра, достигая своего наивысшего взлета. Стройные, устремленные в высь гигантские готические соборы и надменно святкози городские ратуши утверждали величие феодального города Якторове-гово-ремесленного и культурного центра. В архитектуре это-го периода значительно возрастает удельный вес гражданских зданий, которые становятся разнообразными по своему назначению и гораздо богаче по своим формам. Кроме ратуш, строи-вель для купеческих гильдий, возводились каменные дома для зажиточных мещан, совершенствовалось строительство городских укреплений и замков.
Готический архитектурный стиль формируется как своеобразная квинтэссенция всех тех новаций, которые происходили в социально-политичпому и культурной жизни эпохи. Возникает этот стиль во владениях французских королей и отсюда распространяется по всей Европе как символ христианской монархии. Сущность го-тики заключается в сопоставлении противоположностей, в способности объектов, пе-объединить абстрактную идею и живой трепет жизни, космическую бесконечность универсума и выразительную конкретность детали, в стремлении пронизать земную плоть взлетами духовной энергии. Готическая архитектура одновременно конструктивная и изображу-тельная, в полной мере нашло сзий проявление в готическом соборе, который продолжал сохранять свою роль общественного центра города.
Характерной чертой готического храма является то, что он не пе-находящимися в покое, как романский, а будто вырастает на глазах зрителя. Взятый в целом готический собор предстает как раз-ток и осложнения архитектурной темы, ее повтор и антитеза. Не случайно Виктор Гюго называл готический собор «Камья-ной симфонией». В готике появляется еще одна грань изме-ру-час, который органично вплетен в пространственную динамику архитектурных масс. Меняется внешний вид готического собора. Характерные для романской церкви массивные башни исчезают, вместо них возникают величественные и стройные ба-шти, которые достаточно часто прикрывали западный фасад, богато украшенный скульптурой. Если романский храм со свои-ми гладкими стенами был бы изолирован от внешнего него пространства, то готический, наоборот, - возникает взаимодействием с окружающей средой. Этому способствуют большие проемы окон, сквозная резьба башенных шпилей и каменные при-красоты, которые, как цветы и листья, вырастают на ветвях Камья-ного леса контрфорсов и аркбутанов.
Значительные изменения произошли и в интерьере, что свидетельствовало о но-ве понимание пространства. Интерьер храма, приобретя динамики, стал стремиться к единству. Особая роль в этом принадлежала свету. Замена глухих стен большими окнами привела к почти полному исчезновению монументальной росписи. Фреску заменил витраж; пронизанный солнечными лучами, он в полной мере воплощал представление средневекового человека о одухотворение материи. Прозрачные витражи, сияющие краски визтарного живописи, блеск золота церковной утвари надо-вали интерьера готического собора необыкновенную праздничную уро-чистота.
Однако готика-это искусство сосуществования противоположных ценностей; бестелесном витража проиистоить круглая пластика. Тысячи скульптурных композиций, отдельных статуй, украшений на порталах, карнизах и капителях непосредственно сращивают-ся с архитектоникой здания, збагачуючии ее художественный образ. Основным типом готической пластики была круглая скульпту-ра.
Другие статьи по теме: - АРХИТЕКТУРА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА - ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА - Архитектура xix-xx веков на Украине - Топоним Египет - Карнакский храмовый комплекс
|