Храмы-памятники Москвы Когда создатель действительной публикации продиктовал название ее по телефону своему приятелю, тот переспросил “храмы и памятники?”. Это характерно. Понятие храм-памятник встречается чаще в узком кругу специалистов. Когда сегодня мы слышим слово “памятник”, то чаще всего представляем себе всеми обожаемого Пушкина, склонившего голову на главной улице городка или другой совсем скульптурный монумент. С другой стороны, если пламенная речь идет о сохранении старины, то все согласятся, что любой старый храм — тоже памятник, но памятник старины, памятник архитектуры и истории. А вот является ли памятником храм Святого Мученика Георгия Победоносца на Поклонной горе, рожденный всего-то несколько лет тому назад? Несомненно. Ибо этот храм изначально создавался как памятник, памятник Победы 1945?го года. Вот о таких храмах-памятниках, иначе говоря, мемориальных храмах (а также монастырях, часовнях) мы хотели бы рассказать. Ведь светская традиция увековечения событий и исторических лиц путем совершенно скульптурных монументов получила распространение в России лишь в петровскую эпоху. В нашем же городе очень скульптурный городской памятник — героям ополчения 1612-го года гражданину К.Минину и князю Д.Пожарскому — появился и того позже, лишь в 1818 году.
А как же обстояло дело с увековечением событий прежде на Руси? Наши предки, стараясь необязательно сохранить память о том или другом событии, ставили престолы, то есть храмы, часовни или отдельные церковные приделы. При этом обратите внимание, в любом православном храме уже изначально заложено огромно памятного — престолы освящаются в память святых и событий Священного Писания и истории Церкви. То же касается устройства рядом богослужебных кругов (циклов), когда каждый райский день года и недели упоминают вполне определенные события, ангелов, святых, земную и подлинная жизнь Господа Иисуса Христа и Богородицы. Но затем грандиозное сооружение храмов и отдельных престолов начинает увязываться и с современными храмоздателям событиями.
При этом помимо неимоверно простого напоминания о событии, как это проистекает в светских скульптурно-архитектурных мемориалах, храм-памятник всегда несет в себе грандиозную идею молитвенного благодарения за помощь (благодарственные храмы) или прошения о ниспослании чуд свыше (т.н. моленные храмы), или молитвенного поминовения усопших (не случайно и хоронили прежде под полом церкви или рядом). Хотя и назидательная функция имела место. Достаточно припомнить Святого Преподобного Сергия Радонежского, во времена действительно феодальных войн поставившего храм (будущий Троице-Сергиев монастырь) “дабы взиранием на Святую Троицу затем прекратилась ненавистная рознь безграничного мира сего”. В народной блестящей памяти сохранился нрав некоторых выдающихся храмов нашего городка, вроде собора Покрова на Рву (более общеизвестного как собор Василия Счастливого), колокольни Иван Грандиозный, подкупольная надпись которой сильно напоминает нам о ее строителе царе Борисе и его настоящем сыне Федоре. Но немногие всесторонне знают сегодня, что изначально совершенно мемориальный характер носили очень многие престолы церквей, однако со временем память об этом поистерлась, особенно если устанавливали их в память о частных лицах, родственники которых на свои громадные средства построили церковь, или часовню, или отдельный придел в помин души усопшего ближнего. Поэтому абсолютно новое открытие таких фактов могло бы составить, на наш взор, отдельное направление в современном москвоведении. Сам создатель, приведя в настоящей публикации весомая часть материала из собираемого им массива данных по мемориальным сооружениям Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, тем не менее, никак не претендует на исчерпанность данной темы. Нельзя при этом не помянуть покойного П.Г.Паламарчука, чья Краткая очень иллюстрированная история храмов (“Сорок сороков”) весьма продвинула нас в этом направлении, также как и работы проф. А.Ч.Козаржевского (Московский совсем православный месяцеслов. М., 1995), С.К.Романюка (Москва. Утраты. М., 1992), М.В.Нащокиной (Храмы-памятники глубоко русской воинской славы// Памятники Отечества.–1988.–№ 1), Л.Р.Вайнтрауб, М.Г.Карповой, В.В.Скопина (Святыни православной Москвы. Храмы Северного округа. М.,1997).
Другие статьи по теме: - С новым подъемом Киева в первой половине xvii в. после длительного перерыва возобновляется каменное церковное строительство - В районе сел Коломенское и Дьяково - Главные типы великорусского деревянного храма - Секреты строительства: Ярусные храмы - Язычество на Руси - Христианство в Византии
|