Некоторое представление об архитектуре полесских деревянных храмовНекоторое представление об архитектуре полесских деревянных храмов с колокольней над бабинцем дают старинные фотографии или рисунки Воскресенской церкви 1580 в Суходолах (неподалеку от Владимира-Волынского) [7], Варваринской церкви 1629 г. в Машеве (на Любомльщини) [8] , Троицкой церкви 1663 в Судчому (под Любешова) [9] и других зданий XVI-XVII вв. на территории региона. Подавляющее большинство упомянутых иконографических свидетельств относится к западной части Украинского Полесья (прежде всего, Волынской области), хотя согласно старинным документам деревянные церкви с колокольней над бабинцем возводились в древности и на крайнем востоке региона - в Больно, Парипса, Немиринцах Буках на Житомирщине , Гуляниках, Колонщина на Киевщине [10] и тому подобное. Такая широкая география указанной группы зданий на территории изучаемого региона заставляет с большим вниманием отнестись к проблеме происхождения и места этого явления в истории традиционного культового строительства Полесья.
Более полное представление об архитектуре полесских деревянных храмов с колокольней над бабинцем можно получить на основании ознакомления с несколькими уникальными образцами этих зданий, сохранившихся на территории региона до настоящего времени. К ним прежде всего следует отнести Дмитриевскую церковь 1567 в Гишин под Ковелем - старейшую достопримечательность полесской деревянной архитектуры, хорошо известную по публикациям Г. Логвина, В. Помехи и др.. [11]. Конечно, древнее происхождение сооружения и сравнительно слабый характер использованного при ее строительстве материала обусловили необходимость периодических ремонтов и даже замены отдельных элементов храма, что не могло не сказаться на чистоте его первоначального архитектурного решения. В частности, был разобран всю верхнюю часть сводчатого перекрытия над алтарем, а остатки первобытно открытого извне верху вместе с водоточиною оказались скрытыми в массиве позднего каркасного крыши. Не обошли перестройки и центрального верха памятника, над световым фонариком которого во второй половине XIX в. был устроен дополнительную декоративную макушку цибулястои формы. Очевидно, одновременно с этим состоялась капитальная реконструкция каркасной колокольни над бабинцем, за что ее первоначальные тесаные конструкции (прежде всего, традиционная в таких случаях аркада-галерея) было изменено на пиленые, а вся архитектура этого важного элемента здания приобрела более упрощенного и схематического вида.
Другие статьи по теме: - Язычество на Руси - Христианство в Византии - Художественная ценность Лемковской церкви - Установка на кубе пяти глав - церковь Рождества Богородицы - Значение Дмитриевской церкви
|