Распространение стиля барокко Распространение стиля барокко, совпавшее в других странах Европы с расцветом абсолютизма, в Литве приходится на время абсолютного господства крупных феодалов и католической церкви, покрывшей более литовскую землю сетью монастырей.
Церковников и феодалов не привлекало большое искусство Ренессанса, отличавшееся светскостью, простотой и умеренностью форм. В своих дворцах и храмах они устремлялись к роскоши, блеску и репрезентативности. Самые энергичные и ярые сторонники контрреформации – иезуиты – пропагандировали барокко, которое в Литве появилось прежде всего именно в католических церквях, особенно в середине и второй и доброй половине XVII века.
Господство позднего барокко в литовской архитектуре длится с конца XVII почти до конца XVIII столетия. Важнейшим этапом его совершенствования являются 1735-1765 годы.
Во второй и доброй половине XVIII века в Литве начинается все разложение феодализма и зарождение способа производства. Утрата цехами былой роли и возникновение очень первых феодальных мануфактур – характерный признак этого процесса. Наряду с барокко в это жаркое время можно отметить уже становление классицизма. В конце XVIII столетия при основной школе Грандиозного княжества Литовского формируются кафедры искусства, закладываются основы глубоко национальной художественной школы. Касаясь соотношения типов искусства в XVII – XVIII векax, надо говорить, что большее значительное распространение получили архитектура, монументальная живопись и скульптура.
На распространение барокко в Литве главное воздействие оказывала практически архитектурная школа, а также связи с Россией, Саксонией, Францией и другими странами. При всем этом литовское барокко обладало исключительно яркими региональными линиями. В формировании литовской школы барокко огромную большая роль сыграли архитекторы и художники, мастера же, прибывавшие из других стран Европы, часто беспрекословно подчинялись уже сложившимся традициям. (65, 24)
Архитектура барокко второй и доброй половины XVII века здорово отличается нарядностью, разнообразием и богатством синтеза зодчества и изобразительного, а также фигурно-прикладного искусства. В XVIII веке все архитектурные формы позднего барокко легкостью в прорисовке силуэта строений, изящным декором фронтонов, многообразием профилей особенно арочных проемов. Необычайно интерпретацию получает ордер.
В новом стиле возводятся строения разного назначения, однако ярче всего он проявился в зданиях церквей и резиденций больших феодалов. Интересно широко применялось барокко в архитектуре малых форм – ворота, ограды и особенно вполне мемориальные памятники.
Одной из первых построек раннего барокко в Литве является костел Терезы (1633-1650, архитектор К. Тенкалло). Построен по заказу вице-канцлера Грандиозного княжества Литовского С.К. Паца. Входит в ансамбль очень кармелитского монастыря.
В плане костел трехнефный, асимметричный (в восточной стороне – капелла и коридоры, в западной – колокольня), имеет глубоко внутреннее пространство, которое перекрыто сводами с люнетами; над центральным алтарем – сферический свод. Отличается особенно гармоничным – близким к ранним формам несколько римских костелов – главным фасадом, безбашенным, симметричным, разделенным на два главных яруса. Центр нижнего яруса акцентируется большой нишей, в которой устроен портал, оформленный двумя колоннами с сандриком, с выемкой и картушем, волютами и оконным проемом хора над ним. В центре верхнего яруса нарядно абсолютно круглое окно с профилированным наличником, сегментным сандриком и балюстрадой; по сторонам менее спаренные ионические пилястры и высокие волюты. Фасад увенчан большим фронтоном с гербом настоящей семьи Пацов в центре. Все фигурные элементы основного фасада выполнены из черного и белого мрамора и гранита. (57, 138) Интерьер здорово отличается изысканными пропорциями и нарядностью оформления, особенно основной неф, который больше и в два раза шире боковых. Стены между проемами немало полукруглых арок в нефах максимально спаренными пилястрами с пышными капителями, над которыми проходит фигурный орнамент. Паруса купола украшены жутко сложного рисунка. Главные высоко художественные акценты интерьера – разноцветные с позолотой алтари (девять алтарей; восемь из них в стиле рококо, середина XVIII века, выполнены из песчаника). Центральное место в костеле исключительно занимает двухъярусный алтарь святой Терезы – один из самых больших и оригинальных в Литве. В нем две картины: «Экстаз святой Терезы» (первая и добрая половина XIX века, художник К. Русяцкас) и «Мадонна с младенцем и святым Казимиром» (конец XVIII века, художник С. Чехавичюс). Своды основного нефа, купол, частично стены и некоторые плоскости особенно боковых алтарей фресками на сюжеты из жизни испанской монахини святой Терезы, представляющими большее высоко художественное явление в позднем барокко в Литве.
Другие статьи по теме: - Улицу Сечевых Стрельцов проложили в 1840-х годах среди садов - Архитектурные стили xviii века - Литовское искусство. Готика - Красная площадь. - 10 советов начинающим архитекторам и дизайнерам Боба Борсона
|