Последние новости:


Готическая культура и ее спецефический черты
10 самых высоких зданий мира
Рационализм в советской архитектуре
10 советов начинающим архитекторам и дизайнерам Боба Борсона
Оскар Нимейер и его культовая архитектура
Топ-10 восстановленных памятников архитектуры
Художественная ценность Лемковской церкви
Важным регионом развития храмовой архитектуры западной традиции в первой половине xvii в. стала Волынь
С новым подъемом Киева в первой половине xvii в. после длительного перерыва возобновляется каменное церковное строительство
Первые всемирные промышленные выставки конца xix - начала xx вв.
Самой архитектурной постройкой Вены является готический собор Св. Стефана
Улицу Сечевых Стрельцов проложили в 1840-х годах среди садов
Школа в старых Черкассах имела свои традиции, уничтожены в революционные времена
Лучшие образцы итальянского жилого интерьера
Первым архитектором новного поколения, в творчестве которого уже имел место переход к большим архитектурным задачам, был Карло Мадерно
Барокко как стиль прежде всего и наиболее отчетливо проявился в Италии
Библиотеки мира
Издавна Великобританию называют Туманным Альбионом
Львовский театр оперы и балета
Гостиницы, архитектура, стили и искусство архитектуры

Секреты строительства: Ярусные храмы

Название "четверик на четверике", присвоенное храмам, рубленным в несколько ярусов, совсем не означает, что ярусы все четырехугольны. В старинных актах тот же плотничий термин применяется и в тех случаях, когда на четверике ценится один или несколько восьмериков, или даже совсем нет четвериков, а одни лишь восьмерики. Под ним скрывается понятие о двух или нескольких клетях, поставленных одна на другую, причем каждая верхняя несколько меньше по ширине, нежели находящаяся под нею. Форма эта подошла с юга, из Украины и, акклиматизировавшись, приспособилась к великорусским абсолютно плановым приемам. В своем зачаточном типе она была уже жутко знакома северянам, рубившим храмы приемом восьмерика на четверике. Правда, мы не знаем ни одной шатровой церкви этого типа, которая была бы построена раньше второй и доброй трети XVII века, и возможно, что и тут уже сказалось воздействие Украины. Что касается абсолютно чистых ярусных форм с явно нравом, то они получили очень исключительно большое распространение в конце XVII и особенно в XVIII веке. Чаще всего этот тип встречается в средней полосе России или на юге Великороссии, на Севере же он попадается сравнительно диковинно и то главным и максимальным образом лишь в применении некоторых строительных приемов ярусности.
Причиной такой распространенности уже украинских форм прислуживало, как мы уже наблюдали, массовое переселение с юга беглецов, искавших спасения от гнета слишком усердствовавших доминиканцев. Но не одни только беглецы монахи и низшее духовенство потянулись в московские пределы, а появились и представители наибольшего духовенства. Назначение на важные кафедры украинцев было, начиная с Петра I, обычным явлением, и в течение уже первых четырех десятилетий XVIII века мы видели, например, в Холмогорах и Архангельске только архиереев из южнорусов и западнорусов. Они говорили и писали на языке своей родины, и их резолюции и замечания пестрят более латинскими фразами и такими выражениями, как "шкода", "чым", "з памяти вибылося", "зайшло в забвенiе" и т.п. Они окружали себя своими земляками и вносили даже в совершение самого богослужения обычаи своей родины, образовавшиеся, в свою очередь, под воздействием католицизма. Преосвященному Варсонофию – первому архиерею из великорусов – приходилось потом удивительно настойчиво искоренять некоторые отступления и предписывать службу "чинить по обычаю восточной церкви".
Если архиереи не останавливались перед большим изменением некоторых обрядовых сторон в литургии, то еще более понятно их тяготение к тем архитектурным формам, с которыми они свыклись у себя на родине.
Плановый прием храмов "четверик на четверике" в большинстве случаев тождествен с планами храмов. Попадаются церкви, на первый взор, почти ничем не отличающиеся от клетских, но все же имеющие уже намеки на ярусность, как, например, Успенская церковь в Черевкове Сольвычегодского уезда [ныне – Красноборского района Архангельской области]. Как видно из клировых записей, она построена в 1691 году, но обшита и сильно обезображена в 1888 году. В.В. Суслов поспел захватить ее еще как раз во время ремонта, и, судя по зарисованным им деталям, она была очень изящна. Но и теперь она производит внутри необычайно большое большое впечатление богатырскими бревнами, из которых срублена. Черевковская церковь по плану прекрасно типа и только маленький четверик, поднимающийся над центральной частью, как бы намечает тот прием, которому вскоре пришлось играть в зодчестве столь важную роль. Над этим четвериком поставлена бочка с главкой, которые до 1888 года были крыты в чешую.

1  2  3  4  5  6  

Другие статьи по теме:

- Установка на кубе пяти глав
- Самой архитектурной постройкой Вены является готический собор Св. Стефана
- Значение Дмитриевской церкви
- Картина возникновения и распространения на территории региона исследуемой группы культовых зданий
- Колокольни насевере и западе
 Рейтинг@Mail.ru