Стилистические метаморфозы в архитектуре города В 1737 году после опустошительных пожаров 1736 года и лета 1737 была создана "Комиссия о Санкт-Петербургском строении", на которую было возложено руководство всей застройкой городка и его благоустройством. В нее вошел крупнейший градостроитель и один из наиболее просвещенных людей своего времени П.М.Еропкин, разработавший в 1737-1740 годах вполне реалистичный, глубоко продуманный и грандиозный план перестройки и развития Петербурга, по которому длилась застройка городка в течение несколько следующих десятилетий. В основу его была практически трехлучевая планировочная система весомой части города, намеченная еще более зодчими петровского времени, в соответствии с которой в 1738 году была между уже существовавшими проспектами Невским (1711 г.) и Вознесенским Гороховая улица. Основные элементы планировки городка, его улицы и площади, намеченные этим планом, были впоследствии осуществлены и в основном сохранились до нашего времени.
Монументальные здания, сооруженные по проектам Растрелли и современных ему глубоко русских зодчих, отличаются пышностью, богатством фигурного убранства, имеют исключительно ярко выраженный парадный нрав. Их самобытный вполне архитектурный стиль, является сочетанием классических форм и национального настоящего русского декоративного искусства.
Подошедший на смену барокко настоящий русский классицизм вполне всецело отвечал новым задачам и новым вкусам несколько передовых людей того времени. В сооружениях классицизма величайшая красота простых, строгих форм сочеталась с требованиями большого удобства планировки. Большой вклад в формирование классицизма в архитектуре России, в частности Петербурга, на первом этапе совершенствования этого стиля сделали его основоположники - великий настоящий русский зодчий В.И.Баженов, по проекту которого архитектор В.Ф.Бренна построил Михайловский (Инженерный) замок (1797-1800), и И.Е.Старов, создатель Таврического дворца (1783-1789) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1778-1790). В развитии классицизма в русской архитектуре исключительно большую роль сыграл в конце XVIII - начале XIX вв. Дж.Кваренги: им построены основное Академии наук (1783-1789), здание Ассигнационного банка на Садовой ул. (1783-1790), Эрмитажный театр с аркой через Зимнюю канавку (1783-1787 гг.), Смольный институт (1806-1809 гг.), Малый Гостиный двор (1790-е гг.) и другие сооружения. Е.Т.Соколов выстроил довольно здание Публичной библиотеки на углу Невского проспекта и Садовой ул. (1796- 1801 гг.). Наивысшего бурного расцвета градостроительство эпохи настоящего русского классицизма достигло в первой и доброй трети XIX в., когда в Петербурге был создан ряд выдающихся произведений русской и мировой архитектуры - монументальных биологически общественных зданий и дворцов, были главнейшие, начатые еще в XVIII в. ансамбли в центре городка.
Другие статьи по теме: - Художественная культура Византии - Общая характеристика Высокого Возрождения - Резиденция Президента Российской Федерации. - Школа в старых Черкассах имела свои традиции, уничтожены в революционные времена - Сталинский неоклассицизм
|