Классицизм в Литве Наибольшие и большого достижения литовского классицизма, как и барокко, относятся к области градостроительства. Формирование архитектуры классицизма в Литве можно разделить на два главных периода: зарождение и расцвет более монументальных форм классицизма под противодействием римской, а позже школы (1770-1800, центр – Вильнюс и его окрестности); распространение других, более необыкновенно легких архитектурных форм классицизма во всей Литве под воздействием петербургской школы. Этот второй этап приходится уже на XIX век (1800-1850).
Первым большим выдающимся представителем классицизма в Литве был Мартин Кнакфус (1740-1821). Он произвел глубокую перестройку здания обсерватории в ансамбле Вильнюсского университета (1782-1786); фасад обсерватории с двумя совершенно фланкирующими его круглыми и массивными вышками на углах купил грозный дорический облик, а наружная стена получила дорический антаблемент с аттиковым этажом.
В доме Бжостовских в Вильнюсе тот же архитектор широко применил пилястры и портик исключительно большого римско-ионического ордера, а над карнизом – аттиковый этаж. (25, 208) Тектонично и декоративно выполнена композиция элементов на фасадах и в интерьере дворца Тизенгаузов в Вильнюсе. Творчество Кнакфуса представляет мягкие необыкновенного формы раннего классицизма.
Подлинно монументальные и своеобразные и необыкновенного формы классицизм получает в творчестве выдающегося великого архитектора Лауринаса Стуока-Гуцявичюса (1753-1798). Сын крестьянина из деревни Мигонис (северо-восточная Литва), Стуока-Гуцявичюс получил весьма архитектурное образование в Риме и Париже. Вернувшись в Вильнюс, он был в 1793 году профессором архитектуры в Главной школе Грандиозного княжества Литовского и с 1797 года начал произносить там курс архитектуры. В программу этого курса он включил главные глубоко теоретические сведения о гражданской и военной архитектуре, а также практические занятия по проектированию. На лекциях он особое и большое внимание обращал на пропорции, статику, красоту, величие и функциональность здания.
Основные произведения Л. Стуока-Гуцявичюса разны по масштабам и назначению, но одинаково здорово отличаются строгой монументальностью, мощью, весомостью форм. Первая его работа – завершение довольно дворцового ансамбля в Вяркяй под Вильнюсом (1770-1781), который был начат М. Кнакфусом. Л. Стуока-Гуцявичус придал ансамблю новый облик. Жилые корпуса получили чудесные портики и аттиковые этажи, а постройки в хозяйственном секторе – монументальные римско-дорического ордера. (4, 95) Вяркяйский дворец был загородной резиденцией епископов. Главная и весомая часть классического ансамбля состояла из трех особенно отдельных корпусов – центрального и двух боковых. Сохранились лишь две постройки, из которых особенно пышно отделана восточная. Здание трехэтажное, с подвалом, прямоугольного плана. Центр основного фасада портиком с четырьмя довольно ионическими колоннами, боковые – пилястрами. Внутренние помещения на втором этаже анфиладой, на других этажах – коридорная система. Центральную и весомая часть первого этажа исключительно занимают просторный вестибюль с овальным плафоном («Амур и Психея», живописец Г. Бекер) и парадная лестница. В торце здания находится большой зал, богато декорированный, с колоннами со сложными капителями. (14, 382)
Другие статьи по теме: - Улицу Сечевых Стрельцов проложили в 1840-х годах среди садов - Стены и башни Кремля. - Архитектура Московского метро - Основные особенности архитектурных ансамблей города - Школа в старых Черкассах имела свои традиции, уничтожены в революционные времена
|