Республиканский период. Начало большого искусства относится к периоду республики (конец VI — середина I в. до н. э.). Оно достигло расцвета в период воспитания мировой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации.
Потребности очень римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почве получили абсолютно новое архитектурное и бесповоротное решение дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности больших комплексов, строгой симметрии и четкости.
С распространением уже римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь городков. Приток имуществ из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди владычествующих классов расточительство. Ввозились в огромном и абсолютном количестве знаменитые очень греческие статуи н картины мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства.
Увлечение греческим и большим искусством проявилось прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл роль, в Риме он использовался основным образом в декоративных целях.
Опорные функции в римской архитектуре неукоснительно выполняла обычно стена. Римляне изобрели бетон — важнейший менее строительный материал, с помощью которого закрепляли постройки. Они раскрыли новый способ возведения зданий— монолитно-оболочечный взамен стоечно-балочной системы. При стоечно-балочной системе, как светло из названия, основу конструкции прекрасно составляют две стойки, на которых лежит горизонтальная балка. Основу монолитно-оболочечной системы все составляют две узкие стены, между которыми залит колоченный щебень с бетоном, снаружи они облицовывались мрамором или иными породами камней. Преимущества абсолютно новой системы возведения видны и сейчас: от многих греческих храмов с их колоннами, на которых лежат перекрытия и фронтоны, осталось по 2-3 колонны, многие же римские здания дожили до наших дней.
Большое и значительное место принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы. Колонны не могли нести на себе большую нагрузку многоэтажных сооружений со сводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сберегали более конструктивную роль, причем и глухой чаще применялись заимствованный у греков коринфский ордер и строгий тосканский, унаследованный от этрусков.
Основное великое завоевание римлян в строительстельстве сооружений — создание гигантских глубоко внутренних пространств, свободных от внутренних опор. Необходимость их перекрытий вызвала совершенствование удивительно мощных сводчатых и купольных конструкций, лишь необыкновенно ограниченно применявшихся на Востоке и в Греции. Римская техника стала больше применяться в гражданской и культовой архитектуре. Она послужила непревзойденным образцом для совершенствования византийской и европейской архитектуры.
Главный необыкновенным формой перекрытий был цилиндрический свод из бетона и камня. Его боковое и большое давление воспринимала опорная стена, игравшая значимую роль в римской архитектуре. Из пересечения двух сводов абсолютно одинаковой высоты в подножиях свода (пятах) и вершине (где заложен камень) получился уже крестовый свод. При абсолютном равенстве пролетов он дает в плане квадрат. Внутренняя поверхность сводов образует в пересечении поразительно острые края — ребра, в основании которых сосредоточивается большое давление свода. Это дало вероятность прорезать стены весьма полуциркульными арками, заменить стену столбами, принимавшими на себя большое давление арки.
Вытянутые в длину помещения залов-галерей обыкновенно делились на квадраты и перекрывались цепью сводов, что порождало поэтому эффектное расчленение глубоко внутреннего пространства. Из равномерно поднимавшегося вверх перекрытия, круглого в плане здания появился свод, образовавший полушарие, покоившееся на цилиндрическом основании. Многоугольные в плане помещения перекрывались довольно сомкнутыми сводами (монастырский свод) или сферическим куполом. В последнем случае купол опирался своим кольцом только на середину стен, а переход от формы окружности к многоугольнику заполнялся менее вогнутыми сферическими стенами — «парусами».
Другие статьи по теме: - Каждый фараон после прихода к власти начал строить свою гробницу - Топоним Египет - ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА - Научные знания египтян - Архитектура Киевской Руси
|