АРХИТЕКТУРА НОВГОРОДА И ПСКОВА Монголо-татарское нашествие безбожно поразило Древнюю Русь. Естественно, что в большинстве городков центральной и северо-восточной Руси, таких, как Владимир, Суздаль, Ярославль, Ростов, замерло большее возведение. Однако Грандиозный Новгород и Псков, сильные и абсолютно независимые города, продолжали возводить, в том числе и каменные церкви, понимая, что сказочно богатый соборный храм -зримое и веское свидетельство могущества городка. Правда, после появления на Руси татар полностью прекратилось грандиозное сооружение крупных городских и монастырских соборов, появился обычай возводить совсем маленькие храмы.
Были церкви монастырские, сооружённые по инициативе -новгородских архиепископов, и уличанские, строителями которых активно выступали жители того или другого прихода, причём высокую долю расходов несли баснословно богатые «гости» - купцы.
Поскольку монастырская состояла обыкновенно из десяти-двадцати монахов», необходимости в монументальном монастырском храме и не было. Кроме того, в этих городках более княжеская власть безвозвратно утратила свой престиж и уступило значительное место республике, в которой гигантским воздействием использовали архиепископы. Церковь же предпочитала иметь много, пусть и небольших, церковных зданий.
Первым храмом после нашествия татар, построенным в 1292 г., была очень монастырская церковь Николая Чудотворца Липенского монастыря. Другим непревзойденным образцом монастырского храма всегда являлась церковь Успения Богородицы на Волотовом поле. Обычно монастырский храм - это квадратное в плане маленькое помещение с четырьмя столбами, тремя нефами, одной массивной апсидой на востоке, притвором на западе и одним куполом шлемообразной формы.
Уличанские храмы крупнее, и весь их вид более парадный. Почти все они, как и монастырские церкви, одноглавые, с одной массивной апсидой, но без притвора. Вместо него на западной стене паперть -крыльцо перед входом.
Фасады всех новгородских храмов имеют обыкновенно окончание, крыши, как правило, восьмискатные. Такое отступление в строении крыши от обще-византийского стиля определялось особенно местными климатическими условиями - частыми прохладными ливнями, снегопадами. Нетрадиционное устройство глубоко внутренних посводных перекрытий продиктовало и особую организацию глубоко внутреннего пространства довольно новгородского храма: столбы, поддерживающие своды, широко расставлены и близко придвинуты к стенам. Из-за этого внутри храм кажется больше.
Новгородские храмы возводили целиком из кирпича или из разноцветного камня с вставками из плоского кирпича - плинфы, что обеспечивало переливы окраса от серовато-голубого до ярко-красно-коричневого и сообщало зданию живописность.
Другие статьи по теме: - Искусство Древнего Египта развивалось более 6 тыс. лет. - ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА - Ном (Древний Египет) - Республиканский период. - В отличие от гробницы Хеопса в верхней части пирамиды Хефрена уцилилы плиты облицовки
|